На главную Написать письмо Карта сайта

Формирование композиционных умений детей младшего школьного возраста средствами компьютерной графики

Чигинцева О.Н. Россия, г. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, кафедра эстетического воспитания

 

На уроках по изобразительному искусству в начальной школе и на занятиях в условиях дополнительного образования первостепенной задачей является формирование композиционных умений. Актуальность проблемы формирования композиционных умений младших школьников обусловлена введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. От цели усвоения конкретных предметных умений в рамках отдельных учебных дисциплин начальное общее образование переходит к цели развития личностных, познавательных умений школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию. Повышаются требования к результатам освоения младшими школьниками предмета «Изобразительное искусство», ими становятся – понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и общении с искусством, овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе, оценке произведений изобразительного искусства, в различных видах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на компьютерных технологиях.

Требования новых стандартов создают предпосылки к привлечению компьютерных технологий (в том числе, компьютерной графики) в качестве средств обучения.

Проблема формирования композиционных умений основана на теоретических положениях теории и методики по изобразительному искусству, предназначенных для обучения младших школьников (Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова); теоретических положениях теории деятельности (А.Н. Леонтьев); теории композиции в изобразительном искусстве (М.В. Алпатов, Н.Н. Волков, С.М. Даниэль); положениях о значимости композиционных умений учителей при освоении изобразительного искусства (В.С. Кузин, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов); разработках в области обучения компьютерной графике детей (Л.А. Залогова, М.И. Фролов).

Композиционные умения являются совокупностью освоенных способов выполнения действий по согласованию отношений между частями и целым, обеспечиваемые приобретенными знаниями о материалах, средствах, способах, приемах композиции.

Все композиционные умения направлены на достижение цельности образа и имеют «образную» природу, по этой причине композиционные умения можно называть «образными». Но композиционные умения неоднородны по своему составу и могут быть разделены по компоненты. Можно выделить следующие компоненты композиционные умений, различающихся по характеру преобладающих психических процессов: 1) образно-логический компонент, требующий «анализа отношений между частями и целым образа» и преобладания интеллектуальных процессов, 2) образный компонент, требующий чувственного восприятия образа и преобладания чувственных процессов, 3) образно-действенный компонент, требующий действенного воплощения образа в изображении» и преобладания двигательных процессов. Эта теоретические идеи находят своё практическое воплощение в курсе «Формирование композиционных умений», предлагаемом для младших школьников. Разработанный курс может быть реализован в следующих двух вариантах: в процессе интеграции курса «Формирование композиционных умений» средствами компьютерной графики и учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд»; в процессе проведения занятий, ориентированных на дополнительное образование.

Нами разработано средство обучения - «Электронное учебное пособие "Основы композиции" для учителей и младших школьников», предназначенное для второго и третьего класса по программе «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.

Тематическое содержание упражнений понятно и близко для учащихся: «образы животных», «цветы», «пейзажи», «сказочные персонажи», «орнаментальные украшения», «образы русской архитектуры». Каждая тема раскрывается по-особому, как условия для решения композиционной задачи, например: «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры», «Контраст и нюанс по цвету: сказочная птица». Выполняя в каждом задании «парные» композиции, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалами (линии, цвет), средствами (формат, схема, центр, ритм, симметрия, контраст, пропорции, масштаб), способами (акцентирование, уравновешивание, пропорционирование), приемами (обозначение зрительных центров, выявление связей элементов, использование зрительного рычага, определение пространственных координат (осей симметрии), установление подобия форм, приведение к простому виду) композиции путём сравнения их основных характеристик.

Особенностью электронного учебного пособия является использование средств компьютерной графики. Эти средства рассматриваются как универсальные средства обработки данных и воздействия на психику человека (О.К. Тихомиров Е.И. Машбиц, Б.С. Гершунский), как «цифровые инструментальные средства», «художественные инструменты», имеющие свои особенности в «логике применения» (Л.Н. Турлюн). В условиях начального общего и дополнительного образования нет возможности изучать все виды компьютерной графики, в связи с этим был сделан выбор одного графического редактора, который в наибольшей степени отвечает задачам формирования композиционных умений детей младшего школьного возраста. При выборе графического редактора рассмотрены известные в художественном образовании графические редакторы растровой и векторной графики. В результате проведенного сравнения характеристик двух графических редакторов нами был выбран графический редактор векторной графики (и соответствующие программы: CorelDRAW, Inkscape и другие), так как этот редактор в большей степени специализирован на проведении операций рисования и трансформации, необходимых для моделирования материалов, средств, способов композиции.

Рассмотрим на конкретных примерах, как происходит ознакомление учащихся с материалами композиции (линиями, цветом) на основе цифровых инструментальных средств векторной графики.

Например, при выполнении упражнения "Схема. Ветка осеннего дерева" дети знакомятся с эмоциональным воздействием остроугольных линий, пользуясь инструментами "Полилиния" и "Полигон"; для создания округлых линий применяются инструменты "Трехточечная кривая" и "Овал"; для создания прямоугольных линий – "Полилиния" и "Прямоугольник" (рис. 1).

Рисунок 1. Упражнение "Схема. Ветка осеннего дерева" Задание 1. Ознакомиться с характером линий: остроугольными, округлыми, прямоугольными линиями

 

 

Дети учатся находить связи между характером остроугольных линий – и соответствующим их звучанием – отстраненным, колючим, строгим и т.д., у каждого должно возникнуть свое переживание (рис. 2).

Рисунок 2. Упражнение "Схема. Ветка осеннего дерева" Задание 2. Нарисовать композицию "Ветка осеннего дерева" в остроугольных линиях, пользуясь схемой, а также предложенными образцами листьев и веток

Во втором задании из предложенного набора листьев и веток необходимо выбрать один, по желанию, и создать композицию "Ветка осеннего дерева".

Рисунок 3. Упражнение "Схема. Ветка осеннего дерева" Задание 3. Нарисовать композицию "Ветка осеннего дерева" в линиях, используя предложенные образцы листьев и веток.

 

 

Рисунок 4. Упражнение "Схема. Ветка осеннего дерева" Задание 4. Нарисовать композицию "Ветка осеннего дерева" в цвете, используя данную гамму цветов.

Знакомство с цветом, а также делением цветов на группы происходит на основе 16-цветного круга и ступенчатых растяжек всех 16 цветов из этого круга. Разговор о свойствах цвета, его выразительных возможностях в композиции и о способах акцентирования и уравновешивания цветом с помощью цифровых инструментальных средств векторной графики длится на протяжении всего курса обучения (рис. 5 и 6).

Рисунок 5. Ознакомление с основным свойством цвета - цветовым тоном происходит на страницах многих упражнений

Рисунок 6. Упражнение " Гжельская посуда. Контраст и нюанс по тону " Задание 1. Ознакомление с основным свойством цвета - светлотой

 

Рассмотрим на конкретных примерах, как дети осваивают средства, способы и приемы композиции средствами компьютерной графики.

При выполнении упражнения «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры» детям предлагается первое задание: рассмотреть известные памятники архитектуры, провести сравнение и определить, какие из них – симметричные, какие асимметричные, какое впечатление вызывают у зрителя. При этом дети учатся воспринимать, оценивать произведения искусства, расставлять оси симметрии, работая с фотографиями произведений архитектуры (рис. 7).

Рисунок 7. Упражнение «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры». Задание1. Сравнить два образца русской архитектуры храм Василия Блаженного, арх. Барма и Постник и храм Христа Спасителя, арх. К. Тона по наличию симметрии и асимметрии

Во втором задании дети завершают незаконченные рисунки, представляющие различные архитектурные детали. Когда половина детали "Входная арка с шатровым куполом" превращается в целую деталь благодаря действию команды "Трансформация – Отражение – Вертикальное зеркало – Справа", дети испытывают непроизвольную радость от участия в создании столь упорядоченного образа (рис. 8).

Рисунок 8. Упражнение «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры». Задание 2. Завершить незаконченный рисунок архитектурной детали

            

 

Третье задание в этом упражнении предлагает детям знакомство с симметричной композицией из нескольких архитектурных деталей-модулей (рис. 9).

Рисунок 9. Упражнение «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры». Задание 3. Выполнить симметричную композицию из набора архитектурных деталей

Четвертое задание подводит детей к знакомству с асимметричной композицией. Дети учатся создавать новые композиции в линиях, осваивая способ уравновешивания (рис. 10).

Рисунок 10. Упражнение «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры». Задание 4. Выполнить асимметричную композицию из набора архитектурных деталей

 

Пятое задание предполагает раскраску готовой композиции в линиях на основе заданной (которую при желании можно изменить) цветовой гаммы и образца. Выполняя это задание, дети развивают свое цветовосприятие (рис. 11).

Рисунок 11. «Симметрия и асимметрия: образ русской архитектуры». Задание 5. Выполнить композицию "Симметричный образ русской архитектуры" в заданной цветовой гамме

 

Электронное учебное пособие создает возможность для контроля и проведения дифференцированного обучения. Первые два задания выполняются в процессе совместной работы всей группы младших школьников, последующие три задания выполняются на выбор. Если ребенок выполняет композицию и в цвете и в линиях, то он набирает максимальный балл. В конце упражнения предлагаются контрольные вопросы: «Что такое симметрия и асимметрия? Какое впечатление позволяет достигать симметрия в архитектурных композициях?», которые обсуждаются сообща в группе.

Таким образом, проблема формирования композиционных умений младших школьников может получить свое разрешение благодаря проведению курса «Формирование композиционных умений» с применением электронного учебного пособия, основанного на цифровых инструментальных средствах редактора векторной графики.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». – 2010.

  2. Залогова, Л.А. Компьютерная графика [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с.

  3. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского [Текст] / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 61 с.

  4. Фролов, М.И. Учимся рисовать на компьютере [Текст]: самоучитель для детей и родителей / М.И. Фролов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 272 с.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора

Ольга Николаевна Чигинцева

Место работы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет, кафедра эстетического воспитания

Должность

Старший преподаватель

E-mail

Olgahiginceva@mail.ru

Телефон домашний

Д.т. (34370) 9-25-01

Тема статьи

Формирование композиционных умений детей младшего школьного возраста средствами компьютерной графики

 

 

 



Лариса Золотарева
29.06.2011 | «Хабаровск ОНЛАЙН»

Комментарии (0)


Уважаемые интернет-гости, если вы хотите оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться.





Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, Вы можете зарегистрироваться.

Если Вы забыли пароль, Вы можете воспользоваться сервисом восстановления пароля.

Registration HERE El registro AQUÍ Die Registrierung HIER L'enregistrement ICI.